Белогорск (Крым)

Средневековый город в Восточном Крыме

 

Аккайская культура

Судя по большому количеству мустьерских стоянок (37), аккайская культура была господствующей на Крымском полуострове. Ее носители занимались охотой на крупных животных, главным образом на мамонтов. Массив Ак-Кая оказался средоточием основных памятников этой культуры.

Объяснить это можно исключительно благоприятными природными условиями местности. Для аккайцев они заключались в близких и богатых месторождениях кремневого сырья, удобных естественных жилищах-гротах и навесах, расположенных на границах предгорья и степи, где паслись стада травоядных животных. Из этих жилищ хорошо просматривалась местность, что давало возможность своевременно обнаружить и выследить добычу.

В аккайской культуре удалось наметить хозяйственно-экономический профиль стоянок. Их анализ показал, что существовали долговременные базовые стоянки (Заскальная V, слои II, III, IV, V), кратковременные (Заскальная V, слои I, la), кратковременные охотничьи убежища — Заскальная IX (II слой), охотничий лагерь под открытым небом — Сары-Кая I.

Исследования стоянок аккайской культуры позволили уточнить некоторые факты и высказать соображения о духовной культуре их носителей.

Установлено, что умерших хоронили на месте жилья, т. е. в гротах, совершая погребальный обряд. Ранее неизвестной деталью обряда в погребениях эпохи мустье явилось то, что коллективное и расчлененное захоронение детей сверху было уложено «жертвенными» костями животных. Эти и другие наблюдения (находка целого наконечника копья вблизи челюсти и фаланг кисти на Заскальной VI) расширяют и углубляют наши знания о мировоззрении и духовной культуре древних людей эпохи мустье.

На основе новых данных изучается вопрос о происхождении аккайской мустьерской культуры на местной крымской основе позднеашельских памятников.

В последние годы, с целью изучения хронологических рамок эпохи камня, наблюдения эволюции человеческой жизнедеятельности на следующей ступени первобытного общества — родовом строе, Крымская палеолитическая экспедиция перенесла свои исследования на берега реки
Биюк-Карасу. Уже получены свидетельства о довольно плотном заселении берегов реки людьми в позднепалеолитическое время.